Как стрессы в детстве влияют на психику человека

Как помочь ребенку пережить травму: психологическая помощь

Стресс у ребенка тесно связан с его развитием и приспособлением к окружающему миру.

Принято считать, что организм детей более подвержен стрессу, что связано с высокой пластичностью и податливостью биологических систем к различным внешним изменениям. Наибольшая пластичность наблюдается в детском возрасте, когда организм развивается быстрыми темпами. С возрастом она заметно снижается.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Так, дети рождаются в неизвестном для них мире и понятия не имеют о том, где они родились, о богатых или бедных людях, об опасности и безопасности и прочих характеристиках окружающей среды. Однако, благодаря запуску адаптационных механизмов, в организме ребенка происходят изменения, обеспечивающие его выживание.

В соответствии с характеристиками внешней среды, в которой отсутствуют доступные питательные вещества, а температура не соответствует потребностям организма, у детей происходит замедление обмена веществ, наблюдается становление теплорегуляции и возникает потребность в питании. Как правило, эти изменения в организме ребенка возникают непроизвольно на фоне стресса, обусловленного влиянием различных факторов.

Многочисленные исследования показали, что ребенок чувствителен к воздействию стрессовых факторов еще в утробе матери. Это, как правило, может приводить к проблемам с эмоциональными или когнитивными функциями после рождения. В целом, отмечается, что при воздействии стресса матери на плод во время его внутриутробного развития, у детей отмечается более выраженный ответ на внешние воздействия (в проведении это проявляется нервозностью, вспыльчивостью и другими чертами).

Это нередко обусловлено фенотипическими проявлениями заложенных генотипом физиологических ограничений. Так, в ряде крупных исследований зарубежных авторов было подтверждено, что у ряда детей, имеющих определенные гены, отвечающие за реакцию на стресс, их активация была тесно связана с постоянным стрессом матери во время беременности (как правило, в исследуемой группе принимали участие женщины, подвергшиеся насилию).

Также, в ходе ряда исследований, проведенных зарубежными учеными, было выяснено, что у детей в возрасте от 6 месяцев до 10 лет существенно повышаются уровни кортизола при воздействии неблагоприятных социальных факторов (проживании в условиях нищеты, плохих жилищных условиях, некачественном питании, проблемах в семье), что подтверждает возможность развития хронического стресса даже у маленького ребенка.

Уже сразу после рождения новорожденный подвергается влиянию стресса, в ответ на который происходит активизация нейроэндокринной системы, в составе которой особо следует выделить гипоталамус и надпочечники, развивающиеся во время пренатального и раннего постнатального периодов. Как только мозг обнаруживает стрессовые факторы, происходит выработка кортизола, повышающего адаптационные возможности организма путем регулирования эмоционального возбуждения, повышения внимания, мотивации, активации самозащиты и влияния на циркадные ритмы.

Хронический стресс иначе сказывается на работе нейроэндокринной системы, приводя к изменению функционирования лимбических и корковых структур головного мозга. Так как лимбическая система занимает центральное место в мотивации и памяти, а корковые структуры влияют на мышление и регуляцию, эти нервные функции при любых стрессовых воздействиях могут как усиливаться, так и ослабевать.

В связи с этим, при продолжительных влияниях стресса у детей можно добиться повышения концентрации внимания, памяти и способности к фокусированию мышления.

Также для ребенка стрессовым фактором является попадание в какие-то новые условия, будь то первое посещение детского сада, школы или секции. Однако, именно благодаря стрессовым факторам осуществляется приспособление и создание собственной зоны комфорта.

В то же время изучение нового материала, проблемы со сверстниками и дома являются тяжелыми стрессовыми факторами, приводящими к недопониманию с окружающими, ухудшению настроения и когнитивным расстройствам.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Как правило, большое значение играют периоды развития ребенка до трех лет (когда происходит активное познание мира) и от трех до семи лет (когда происходит психологическая адаптация и закладываются личностные качества и характер ребенка). В эти периоды следует максимально оградить ребенка от неблагоприятных стрессовых факторов, к которым наиболее часто можно отнести проблемы в семье. В этом возрасте большую роль играет количество времени, проведенное родителями с их детьми.

Однако, нередко дети не справляются со стрессовыми влияниями, что проявляется:

  • перепадами настроения;
  • нарушением сна;
  • ночным недержанием мочи;
  • головными болями;
  • проблемами с концентрацией внимания;
  • замкнутостью;
  • появлением привычки грызть ногти или некоторые предметы.

Как правило, в таких случаях следует уделить больше внимания ребенку, разобраться и, по возможности, устранить причины развития стресса.

Возраст от 7 до 15 лет сопряжен с изучением большого количества информации, определяющей кругозор, эрудированность и понятия об окружающем мире. Стрессы в этом периоде сопряжены, как правило, с тяжестью обучения в школе, на которое уходит много сил и энергии, что нередко вызывает негативные эмоции у ребенка.

Как стрессы в детстве влияют на психику человека

Переломным моментом в жизни детей является период полового созревания, стресс при котором обусловлен изменениями гормонального фона, что приводит к переосмыслению жизненных ценностей и формированию собственных взглядов. Им кажется, что их не понимают, что становится причиной хронического стресса. Из-за этого их поведение сопровождается частыми конфликтами с окружающими.

Также сильный стресс испытывает ребенок в возрасте от 16 до 18 лет, что обусловлено важностью выбора будущей специальности, а также поступлением в высшее учебное заведение. Нередко подросткам кажется, что их никто не понимает, что также становится причиной переживаний.

Самый главный совет всем родителям – обрести достойный уровень психологических и педагогических знаний, избрать верную стратегию воспитания потомка, лишенную деструктивных стереотипов. Задача родителей – создать комфортную почву для развития и становления личности, оказывать всякое содействие в грамотном преодолении ребенком возникших трудностей.

При малейших признаках развития психологической травмы следует посетить психолога, и совместными усилиями выработать адекватную программу, направленную на восстановление душевного равновесия у маленькой личности. На сегодня разработано немало психотерапевтических мероприятий для детей, позволяющих развить у ребенка способность к полноценной жизни, устранить навязанные извне барьеры и покончить с деструктивными стереотипами мышления, заложенными социальным окружением.

Также, читайте общую статью, посвященную психологической травме.

Причины детских психотравм

На вопрос о том, что может стать причиной психологических травм подростков и детей, нельзя ответить объективно и однозначно, поскольку интерпретация и значимость любого события для человека имеет сугубо индивидуальные критерии. Однако можно утверждать, что неокрепшая психика маленькой личности значительно больше подвержена негативному действию окружающей среды. То, что зрелый человек будет считать незначительным и преодолимым препятствием, для ребенка станет громадной катастрофой.

Единственным объективным критерием для оценки неблагоприятных обстоятельств, возникших в жизни малыша, может быть сочетание факторов: значимость события для ребенка и сила эмоциональной реакции в ответ на это явление. Психологическая травма детства – это психотравмирующее событие, которое ребенок интерпретирует как жизненно важное.

Исследования, проводимые психологами среди детской и подростковой аудитории, позволяют утверждать, самыми труднопереносимыми событиями для маленькой личности являются:

  • моральное, физическое, сексуальное насилие;
  • смерть близкого родственника;
  • собственная болезнь или заболевание родителей;
  • развод родителей, уход одного из взрослых из семьи;
  • неожиданное нарушение взаимоотношений в семье;
  • внезапное отчуждение родителя от ребенка;
  • предательство, обман, несправедливость со стороны родственников, авторитетных взрослых и друзей;
  • разочарование, неудовлетворенность от несбывшихся надежд;
  • воспитание аморальными взрослыми;
  • взросление в асоциальной атмосфере, как в семье, так и в коллективе;
  • гиперопека либо недостаток родительского внимания;
  • «колебательная» стратегия воспитания ребенка, отсутствие единого подхода у родителей касательно требований к малышу;
  • ссора с близким другом по его инициативе;
  • ситуация, когда ребенок ощущает себя изгоем общества;
  • конфликт в учебном коллективе;
  • несправедливое отношение, давление со стороны авторитарных учителей;
  • непомерная загруженность ребенка учебной и внешкольной деятельностью.

Описано очень много таких негативных установок, которые создают почву для детских психотравм и отравляют жизнь человека в зрелом возрасте. Опишем некоторые из таких навязываемых родителями указаний.

Родители неустанно сообщают потомку о том, сколько трудностей возникло после его рождения. Они приводят доказательства того, сколько сил забирает взросление отпрыска. Следует трактовка ребенка: «Мне лучше умереть, чтобы родители перестали страдать».

Взрослые постоянно указывают, насколько прекрасны, умны, способны другие дети, и какой бездарный и глупый их собственный ребенок. Это приводит к тому, что маленький человек начинает стесняться своей индивидуальности, старается слиться с безликой толпой, убегает от самого себя, надевая удобные для взрослых «маски».

Родители утверждают, что их потомку уже пора поумнеть, повзрослеть и отказаться от ребячества. Говорят, что он ведет себя очень глупо, как младенец, а ведь ему уже пора в школу. В итоге ребенок лишается самого прекрасного – детства с соответствующими возрасту желаниями, потребностями, играми.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Такие родители очень боятся, что их кроха когда-то повзрослеет, будет вести самостоятельную жизнь. Они всяческие пресекают его попытки повзрослеть, затормаживая его на уровне развития дошкольника. В результате человек просто лишается способности самостоятельно мыслить и действовать.

Как стрессы в детстве влияют на психику человека

Взрослые лишают малыша естественной необходимости – фантазировать, мечтать, строить планы. Это попросту убивает возможность на будущее рассматривать проблему с разных точек зрения. В итоге однобокого мышления человек совершает массу непоправимых глупостей.

Приказ: «Перестать выражать свои эмоции» аналогичный команде: «Перестань чувствовать». В итоге человек загоняет свои чувства и переживания вглубь подсознания, обретая впоследствии разнообразные проблемы с психикой.

Родители приводят примеры, что все окружающие люди – обманщики, лжецы и мошенники. Человек с малых лет приучается к тому, что любые контакты чреваты фатальными последствиями. В итоге он замыкается в себе, ведь мир вокруг него – враждебный и опасный.

Экзогенные факторы стресса могут быть связаны как с социальной жизнью человека, так и быть обусловлены непосредственным влиянием окружающей среды на организм. В то же время эндогенные факторы, как правило, обусловлены изменением активности биохимических процессов в организме.

Экзогенные факторы стресса включают:

  • вредные привычки, такие как употребление алкоголя и курение;
  • проблемы в браке, на работе;
  • резкое изменение образа жизни (смена работы, переезд, развод);
  • плохие условия жизни;
  • смерть близких;
  • кредиты и другие денежные долги;
  • вредные факторы на работе.

Эндогенные факторы стресса включают:

  • естественное изменение гормонального фона в определенные периоды жизни;
  • острые и хронические соматические болезни (инфаркт, инсульт, остеоартрит);
  • хронические головные боли;
  • беременность;
  • снижение половых функций (как при импотенции у мужчин, так и при климаксе у женщин).

Причиной стресса в детском возрасте может стать и реально серьезная неприятность, так и простая обида на близкого человека. Но самые сильные стрессы случаются, когда ребенок сталкивается с ситуацией насилия или опасности. Детский возраст – время, когда психика ребенка постоянно меняется, малыш растет, осмысливает, учится жить.

И если в этот период ребенок переживает серьезный стресс, у него очень мало шансов стать открытой, гармоничной и доброжелательной личностью. Обычно последствиями стрессового состояния в детском возрасте становится замкнутость, какой-либо комплекс неполноценности или даже фобия. Как мы говорили ранее, ситуации связанные с насилием относят к серьезным причинам детского стресса.

Другими страшными для психики ребенка причинами являются: развод родителей и смерть близкого человека. Дети очень воспринимают близко к сердцу даже малейший конфликт в семье. А вот если развод… Часто дети просто начинают винить себя во всех семейных неурядицах. Им кажется, что это с ними что-то не так…

Также сильной стрессовой причиной является проживание ребенка в неблагоприятных условиях: в коммунальной квартире рядом с агрессивными соседями, с пьющими родителями, в абсолютной бедноте и т.д. Поводом для переживаний у малыша может стать и конфликт с одноклассниками или с учителем. Проблемы с друзьями также являются самым настоящим бедствием для детей.

Ссоры с товарищами могут стать причиной не только стрессов, но и более серьезных психических расстройств. Другой потенциальной причиной стрессов у малыша является проблема с успеваемостью в школе. На психику ребенка сильно давят завышенные требования к нему со стороны родителей и школы. Крошка легко может поддаться депрессии из-за несправедливо заниженной оценки, впасть в отчаяние от страшных объемов домашнего задания. Влияет и перегрузки во вне уроков: в творческих кружках, в спортивных секциях…

Влияние детского стресса на будущее человека

Стресс, который был пережит в детском возрасте, может негативно сказаться на растущем организме  малыша и на его изменяющейся психике.

Стрессы ухудшают состояние физического здоровья. Доказано, что люди, которые столкнулись со стрессом в раннем возрасте, имеют более ослабленный иммунитет, у них чаще бывают депрессии, попытки суицида. Родителям стоит помнить, что самым легким и наиболее эффективным средством борьбы с детским стрессом является демонстрация любви и ласки, внимания и понимания мамы и папы. Кроме того, сами родители должны быть образцом оптимизма, тогда их малыш никогда не поддастся депрессии!

Стресс человека в возрастной группе от 18 до 65 лет в большинстве обусловлен несоответствием ожиданий реальным социальным ролям в социуме.

Так, причины стресса примерно у трети работающего населения связаны с особенностями выбранной профессии. Согласно проведенным в США исследованиям, было выявлено, что руководители организаций намного меньше подвержены хроническому стрессу, в отличие от их подчиненных. Нередко это может быть связано с более высоким качеством жизни начальников. Однако, несколько чаще это связано с нахождением в подчинении и жесткими требованиями к сотрудникам, что вызывает психическое напряжение и стресс.

Стресс

Как правило, формирование семьи, являющейся ячейкой общества, должно защищать человека от проблем и стрессов современной общественной жизни. К сожалению, это происходит далеко не всегда. Кроме того, нередко именно семья и разногласия в ней становятся причиной хронического стресса, что нередко заканчивается разводом.

Причины разводов в России представлены:

  • зависимостью от психоактивных веществ одного из супругов, что становилось причиной распада брака в 41% случаев;
  • отсутствием собственной жилплощади – 14% случаев;
  • вмешательством посторонних в дела семьи – 14 % случаев;
  • бесплодием – 8% случаев ;
  • раздельным проживанием, в том числе по служебным или судебным причинам – 8%;
  • инвалидностью одного из супругов – 1%.

Как правило, развод сам по себе является тяжелым стрессогенным фактором не только для супругов, но и для их детей, в связи с чем государством и обычными людьми должны предприниматься меры по снижению частоты этого неприятного общественного явления.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Также высокий уровень стресса для мужчин и женщин связан с кризисом среднего возраста – состоянием, обусловленным пониманием несоответствия желаемого действительности и связанное, как правило, с переоценкой собственных возможностей. Также именно в этот период происходит осознание старости.

Стресс у мужчин

Стресс взрослого человека, особенно у мужского населения в молодом возрасте, нередко связан с армией. Это обусловлено в первую очередь тем, что происходит резкая смена обстановки, где рядом нет ни родителей, ни старых друзей и, в то же время, приходится подчиняться приказам, выполняя вещи, которые, в большинстве случаев, не доставляют удовольствия.

Для мужчин также сильным стрессом является принятие новых ролей, таких как кормилец семьи и отец. В настоящее время все чаще встречаются ситуации, когда жена в семье зарабатывает больше мужчины, что вызывает у него некоторые негативные эмоции. И, наоборот, если мужчина успешно справляется со своими социальными ролями, стрессу он подвержен в наименьшей степени.

Стресс у женщин

Причиной стресса у женщин нередко является первая беременность. Как правило, этот период в жизни любой женщины сопряжен с большим количеством переживаний, волнений и страхов. Именно в это время ей требуется поддержка со стороны окружающих, которые должны ограждать её от различных стрессогенных факторов.

Проблема стресса у человека пожилого возраста является достаточно серьезной. Как правило, это прямо или косвенно связано с физиологическим старением многих систем организма, а также изменением условий существования. На этом фоне отмечается значительное уменьшение пластичности нервной и эндокринной систем, что приводит к более тяжелой переносимости организмом внешних воздействий.

У пожилого человека стресс может быть связан с возрастной адаптацией к новым условиям жизни, что сопровождается глубоким психологическим кризисом, на возникновении которого сказывается ряд факторов:

  • осмысление прожитой жизни (происходит оценка прошлого, настоящего и будущего);
  • значительное количество проблем со здоровьем;
  • серьезные перемены в образе жизни.

Особенно часто причиной стресса у пожилого человека являются проблемы со здоровьем. Так, если верить последним данным, то у 80% населения в возрасте старше 75 лет встречаются различные патологии, вызывающие проблемы в ежедневной жизнедеятельности. Особую опасность представляет развитие инвалидности, что является тяжелым потрясением не только для пациента, но и для членов его семьи.

В 3/4 случаев к инвалидности приводят заболевания:

  • сердечно-сосудой системы;
  • злокачественные новообразования;
  • нервной системы;
  • психические расстройства;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • органов дыхания.

В связи с этим, для снижения уровня хронического стресса, пожилым людям рекомендуется:

  • снизить физические нагрузки, привыкая к новому образу жизни;
  • увеличить расстояние, проходимое ежедневно;
  • своевременно посещать врача и точно соблюдать рекомендации;
  • придерживаться здорового питания.

Стресс у ребенка

Не стоит также забывать и о том, что пожилые люди, как правило, являются одиноко проживающими людьми, из-за чего, на фоне тоски и скуки, у них нередко можно наблюдать длительный стресс и депрессию.

Влияние стресса на работоспособность определяется, тем, каким образом организм реагирует на раздражитель. Так, если у человека развивается «хороший» стрессовый ответ – то работоспособность существенно повышается. Если же развивается «вредный» стрессовый ответ, то можно с уверенностью говорить о существенном снижении работоспособности и, даже, ряде соматических нарушений.

Проблема стресса на работе является достаточно распространенной и обусловлена преимущественно необходимостью поддержания концентрации внимания на высоком уровне, а также интенсивной работы мозга на протяжении всего рабочего дня. Причем, это довольно – таки актуально для большинства людей, вне зависимости от рода деятельности – будь то водитель, бухгалтер, кассир в большом гипермаркете, руководитель или врач.

Также проблема стресса может быть связана:

  • со страхом увольнения;
  • с повышением нагрузок на фоне сокращения персонала;
  • с повышением интенсивности труда в надежде повышения по карьерной лестнице и отсутствие такового;
  • с неудовлетворенностью своей работой.

Таким образом, большое количество трудоспособного населения регулярно задаются одним и тем же вопросом, связанным с тем, как добиться снятия стресса и успокоить нервы и, таким образом, снизить количество негативных ощущений в своей жизни. Как правило, большинство из них ищут спокойствия дома, однако следует начинать с выявления проблем на работе.

Проблема стресса на работе и его влияние на работоспособность людей на рабочем месте были изучены в исследовании 2011 года, описанном в журнале «The Wall Street Journal». В этом исследовании приняли участие более тысячи американцев, на которых изучалась возможность улучшения самочувствия и повышения работоспособности во время рабочего дня.

Было выявлено, что снизить влияние стрессовых факторов и повысить когнитивные функции помогло:

  • размышление о чем-то приятном – у 62% исследуемых;
  • понимание того, что выводит человека из равновесия – у 56% исследуемых;
  • признание факта наличия стресса и поиск путей управления им – у 40% испытуемых;
  • полное восстановление сил после окончания рабочего дня путем занятий любимыми делами – у 38% исследуемых.

Когда человек испытывает постоянный стресс на работе, он может становиться злым, агрессивным или, наоборот, излишне пассивным и вялым. Как правило, отмечается постепенное нарастание следующих симптомов:

  • чувства тревоги, раздражительности и депрессии;
  • апатии, потери интереса к работе;
  • усталости;
  • проблем с концентрацией внимания;
  • головных болей, нарастающих к вечеру и нередко связанных с нарушением нормального сна;
  • проблем с пищеварением;
  • социальной изоляции;
  • снижения полового влечения;
  • употребления алкоголя или наркотических средств.

Как правило, следует приложить достаточно много усилий, чтобы победить постоянный стресс, связанный с работой. Однако, это все же необходимо, так как позволит не только повысить качество жизни и эффективность выполнения поставленных задач, но и существенно снизить вероятность развития негативных последствий для здоровья в будущем.

В 1967 году психиатры Томас Холмс и Ричард Рей решили изучить зависимость между уровнем стресса и развитием заболеваний. Для этого было обследовано более 5000 пациентов из медицинских учреждений на предмет встречи с 43 жизненными событиями за последние два года.

Каждое событие имело различный «вес», в соответствии с чем была выделена определенная шкала, в которой уровень стресса прямо коррелировал с тяжестью воздействия на пациента. Таким образом, чем сильнее было влияние того или иного события на жизнь человека, тем более выраженные переживания он испытывал.

В настоящее время эту шкалу можно использовать для того, чтобы оценить насколько сильный стресс испытывает человек. После прохождения тестирования значения, которые соответствуют событиям, случившимся с пациентом за последний год, суммируются.

В соответствии с полученными значениями, можно выделить следующие характеристики переживаний пациента и их влияния на дальнейшее развитие болезней:

  • 11-150 баллов – шанс заболеть в ближайшем будущем крайне низок;
  • 150-290 баллов – риск заболеть в ближайшем будущем достаточно высок;
  • 300-600 баллов – риск развития болезни в ближайшем будущем крайне высок.

Причины детских психотравм

Стресс у женщин

Психологические травмы детства значительно замедляют процесс социализации человека. Ребенку становится сложно завести друзей, вступить в новые контакты, адаптироваться к условиям нового коллектива.

С детских лет формируется почва для развития навязчивых страхов, например: социофобии, при которой персона просто боится человеческого сообщества. Травма, полученная в детстве, дает старт к разнообразным депрессивным расстройствам, при которых глобальное чувство собственной виновности разрушает всю жизнь человека.

Неразрешенные проблемы детства приводят к формированию аддикций – анормальных пристрастий, в числе которых алкоголизм, наркомания, игромания, компьютерная зависимость. Психологические травмы детства находят отражение в зрелые годы в виде пищевых аномалий: компульсивного переедания или нервной анорексии.

Помимо вышесказанного, справедливо утверждение: все комплексы личности – результат пережитых травм в юном возрасте. Именно в детские годы происходит формирование определенных черт характера, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств достигают размеров акцентуаций и принимают формы разнообразных расстройств личности.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Стресс – это очень опасное явление для малышей. А поэтому мама и папы должны быть очень внимательными к своим детям. Главное — вовремя заметить и начать борьбу со стрессом.

По каким же признакам можно догадаться, что ребенок находится в состоянии стресса? Первый и главный признак стресса — это отдаление ребенка от его ровесников и близких людей. Крошка становится замкнутым и одиноким. Он не желает никого видеть. Другим симптомом детского стресса является забывчивость и рассеянность ребенка.

Крошка забывает, что было еще вчера, не замечает друзей на улице, витает в облаках… В этом случае родителям нельзя ругать своего малыша, надо его понять и попытаться помочь, обратится при необходимости за помощью к психологу. Еще один признак стресса у детей – это постоянно утомленное состояние. Малыш может постоянно пребывать в сонном состоянии.

Всегда ли нервное напряжение вызывает стресс

Как правило, нервное напряжение и стресс, в большинстве случаев, тесно связаны. Это обусловлено тем, что стресс является ответной реакцией организма на действие раздражителя, в основе которой лежит активация нервной системы, испытывающей в той или иной степени выраженное напряжение. Таким образом, в большинстве случаев, любая стрессовая реакция включает в себя напряжение как один из неотъемлемых компонентов.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Так, если воздействие имеет непродолжительный характер, то развивается короткая стрессовая реакция. Если же воздействие имеет большую продолжительность и обладает высокой интенсивностью, то, чаще всего, развивается постоянный психологический стресс со всеми негативными явлениями и нарушениями, которые его сопровождают.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Псориаз и Онкология
Adblock detector